Страницы
Счетчик посещений

Пой вместе со мной!

 Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодия с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие.

singВ процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно на распев, помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов. Музыкальный руководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов.

Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстаёт, нарушает стройность пения.

При соблюдении гигиенических условий, то есть при проведении занятий в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Обучать детей пению может не только специалист – музыкальный руководитель, но и каждый воспитатель при наличии у него музыкальной подготовки, полученной в дошкольном педагогическом училище.

 Охрана детского голоса.

 Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Гортань с голосовыми связками в два – два с половиной раза меньше гортани взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами. Резонаторы придают звуку разную окраску. При форсировании звука во время пения у детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание.

Основные звуки, на которых построены мелодии большинства песен для детей дошкольного возраста, соответствуют диапазону их голоса.

Диапазон голоса у детей дошкольного возраста неустойчив. Часто дети с нормальным диапазоном, с естественным высоким звуком неожиданно начинают петь на низких звуках, не выпевая высоких, которые раньше им удавались. Такие случаи чаще всего наблюдаются у детей, которые продолжительное время по болезни не посещали детский сад. Через одно-два занятия диапазон голоса и певческие навыки у них восстанавливаются.

Весьма желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как, слушая их исполнение, дети начинают подражать и петь более высоким голосом.

Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в семье. Поэтому педагогам следует проводить соответствующую работу с родителями, знакомя их с детскими песнями, объясняя вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в сырую холодную погоду. Надо предупреждать родителей, чтобы они не позволяли детям пить холодную воду, есть мороженое в разгоряченном состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата

Игры на развитие внимания.

«Музыкальный ёжик»

Материал: детский барабан.

Ход игры: Взрослый читает детям стихотворение:

         С барабаном ходит ёжик: бум-бум-бум!

         Целый день играет ёжик: бум-бум-бум!

         С барабаном за плечами: бум-бум- бум!

Ёжик в сад забрёл случайно: бум-бум-бум!

         Очень яблоки любил он: бум-бум-бум!

         Барабан в саду забыл он: бум-бум-бум!

         Ночью яблоки срывались: бум-бум-бум!

         И удары раздавались: бум-бум-бум! (Г. Виеру – сокращ.)

— Забавное стихотворение, не правда ли?

— Какие слова всё время повторяются в стихах? (ответы детей)

— Сколько ударов барабана приходятся на эти слова? (ответы детей)

         Взрослый снова читает стихотворение, а повторяющиеся слова «бум-бум-бум» не произносит. Дети хлопают в ладоши 3 раза.

         Комментарий. Игровое упражнение способствует развитию произвольного внимания, слухомоторной координации. В процессе игры на интуитивном уровне дети анализируют ритмическую организацию стихотворного текста.

Игры на развитие музыкальной памяти.

«Шла утка по бережку»

Материал:русская народная песня «Шла утка по бережку».

Ход игры: Взрослый исполняет попевку «Шла утка по бережку» и просит детей повторить её. В случае, если у детей возникнут затруднения, взрослый ещё несколько раз исполняет фрагмент песни. После того как дети будут уверенно исполнять попевку, взрослый вносит небольшие изменения в своё исполнение. Задача детей – заметить эти изменения и воспроизвести их.

Методические рекомендации. Для начала рекомендуется резко изменить темп –спеть её гораздо быстрее, а затем – гораздо медленнее. После этого возможно исполнение без слов – на слог «та» или «ла», и наоборот –проговаривание только текста, без пения. В этом случае дети должны заметить отсутствие музыки.

Комментарий. Данное игровое упражнение развивает навыки слухоголосового координирования, музыкальную память, произвольное внимание.

«Угадайка»На столе лежат музыкальные инструменты: металлофон, треугольник, ложки, маракасы, бубен…Ребёнок сидит спиной к инструментам. Взрослый подходит и играет на любом инструменте, который выбирает сам. Ребёнок угадывает инструмент, на котором играл взрослый.

Игры на развитие чувства ритма.

«Имена и ритм»

Первый этап: Взрослый просит ребёнка громко и чётко произнести своё имя.

         — А теперь давай попробуем перевести наши имена в хлопки. Сколько хлопков в имени Таня? Два хлопка. На-та-ша! Три хлопка. Далее ребёнок прохлопывает по очереди своё имя.

Второй этап: Рекомендуется выполнять уже после того, как начальный вариант будет в совершенстве освоен каждым ребёнком. – А какой из двух хлопков в имени Таня сильный? — Правильно, первый. А в имени Марина?

Третий этап: — А сколько хлопков в имени Саша? — А в имени Максим? — Тоже два! А чем же они отличаются? Взрослый подводит ребёнка к выводу о том, что в имени Саша – сильнее первый слог, а в имени Максим – второй. После чего проанализировать каждое имя с ритмическими хлопками.

«Эхо»Выбирается шутка-песня «Эхо». Взрослый делит песню на фразы. Первый куплет поет взрослый (ребёнок молчит). После чего ребёнок повторяет этот же куплет, но очень тихо, едва слышно. Затем точно также исполняется припев.

Методические рекомендации. Если ребёнок успешно справляется с поставленной задачей, возможен следующий вариант игры: тихий повтор (эффект эхо) можно заменить прохлопыванием в ладоши ритмического рисунка.

Комментарий. Игра способствует активному развитию чувства метроритма, навыков слушания и восприятия музыкальной формы (построений куплет-припев)

 Музыкально-двигательные игры

Игра-хоровод «Догонялки»

Музыкальный материал: Бодрая, ритмичная музыка.

Ход игры: Дети строятся в круг. Двум из них, стоящим напротив, дают игрушки: одному – зайчика, другому – белку. С началом звучания музыки дети начинают передавать эти игрушки по кругу. Зайчик «убегает», а белка его «догоняет». Правила игры: игрушки можно передавать только тогда, когда музыка звучит громко, когда музыка звучит тихо, ребёнок с игрушкой стоят на месте, а остальные хлопают в ладоши в такт музыки.

Комментарий. Игра развивает восприятие динамических оттенков музыки, позволяет каждому ребёнку посредством ритмических хлопков почувствовать метрическую пульсацию музыки.

«Волшебная ромашка»Из бумаги заранее изготавливается ромашка. На обратной стороне каждого лепестка написаны музыкальные задания.

Ребёнок по очереди отрывает лепестки, взрослый читает написанное на них задание. Ребёнок выполняет задание. Задания должны включать пение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*